segodnya

НОВИНКИ. 
Район №9 - кто и что там строит?
Капитальный ремонт домов не возможен без капитального ремонта власти

КапремонтЗаконопроект Правительства Нижегородской области обсуждался в Законодательном Собрании, и, пожалуй, только фракция КПРФ задала множество уточняющих вопросов, и пришла к выводу, что законопроект «сырой». В нем попросту ряд «недоработок», которые, на мой взгляд, специально «недоработаны», чтобы собирать деньги, но не за что не нести ответственность. Такая гибкость известных господ нам достаточно дорого обходится…

Правительство Нижегородской области, Законодательное Собрание прекрасно владеют информацией о ситуации в сфере ЖКХ. Тем не менее, нам в очередной раз предложили мягко говоря не отличающуюся прозрачностью схему. Формирование фонда капитального ремонта в Нижегородской области основано на Законе Нижегородской области от 28.11.2013 №159-З. Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс на уровне РФ (ФЗ №271). То есть, с юридической точки зрения в любом случае мы обязаны платить взносы в фонд капитального ремонта. Регионам было предложено создавать свой фонд капитального ремонта, а также устанавливать размер взноса за квадратный метр. В этом плане есть целый ряд вопросов к Правительству области. К примеру, почему в Нижегородской области установлен максимальный размер взноса в сумме 6 руб. 30 коп. за квадратный метр, и какими методами он вычислялся? Мало кому известно, что проведенный летом 2015 года комитетом по вопросам градостроительной деятельности ЖКХ и ТЭК Законодательного Собрания области  мониторинг по действию закона о капремонте в Нижегородской области выявил одну неприятную черту. Оказывается, чтобы большинство домов в области отремонтировать через пять лет (то есть ударными темпами), необходимо платить не 6 руб.30 коп. с квадратного метра, а почти 100 рублей с квадратного метра. Возникает вопрос: спасает ли ситуацию установленная в нашей области плата? На мой взгляд ответ очевиден – совершенно не спасает!

Серьезный вопрос возникает и в части контроля над расходованием собранных с населения средств. Наконец, сама региональная программа капитального ремонта составлена таким образом, что основная часть средств может быть использована лишь через 15-25 лет. Государственная и региональная власть в этом плане, по-моему, просто издеваются над нами. Видимо, мы должны привыкнуть жить будущим, и полагать, что через десять, пятнадцать, двадцать лет, уплаченные деньги все же начнут работать на жителей дома. Но, простите, многие то просто не доживут… С полной уверенностью могу сказать, что региональная и государственная власть «прокручивают» собранные средства сегодня, вкладывая их через банковскую систему в виртуальную экономику, играя ими на биржах и т.д. К сфере ЖКХ эта деятельность никакого отношения не имеет. Чтобы не быть голословным вспомним то, как были освоены средства фонда капитального ремонта тогда, когда действовал 185 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и граждане вносили 5% от стоимости ремонта, а остальное оплачивало государство. Так вот, Счетная палата приводила статистику, которая указала на то, что 65% средств в целом ряде регионов были «использованы не по назначению».  

Хотел бы обратить внимание и на тот факт, что не предложено никакого механизма защиты собранных средств от инфляции или поэтапного расхищения. Совершенно понятно, что стоимость материалов и работ будет только возрастать. Полагаю, что на каком-то этапе власти просто разведут руками и скажут, что средств уже не хватает, а вернуть средства будет просто невозможно.

В этой ситуации есть и понятийные тонкости. К примеру, что может относиться к капитальному ремонту подвальных помещений: обычный «косметический» ремонт или капитальный ремонт? Так вот очень легко провести «косметический» ремонт по статусу капитального, и обслуживающая организация будет права. Другой вариант: установка приборов учета. Мы уже ежемесячно оплачиваем их эксплуатацию, причем этих денег хватает, чтобы менять эти приборы учета (общедомовые счетчики) хоть каждый месяц. В общем, таких нюансов накапливается очень много, и все они будут скрыты от получателя услуг – жильцов домов.

В конце концов, никто не провел вообще никакого мониторинга состояния многоквартирных жилых домов. Скажем, гипотетически, есть бараки 1940-х годов постройки. Там на людей штукатурка с потолка сыпется, крыши худые. Людей переселить не могут, но и взимают с них по полной программе. Неужели сейчас, уплачивая взнос на капитальный ремонт, большинство из проживающих дождутся хотя бы какого-нибудь ремонта? Хотя тут ситуация совершенно понятная и людей нужно в срочном порядке переселять. Переселять некуда, даже временно, потому что резервного жилищного фонда в городах практически нет. Так может стоило вот на это обращать внимание при внесении поправок в Жилищный кодекс, и разработке программ по собиранию денег? В этом плане, скорее всего, попросту недорабатывает муниципалитет.  Кстати, в соответствии со ст.16 Закона «О приватизации» (Закон РФ № 1541-1 от 4.07.1991) за бывшим собственником многоквартирных домов (а это муниципалитеты) сохраняется обязанность проведения капитального ремонта и доведения жилого фонда до нормативного содержания. Проще говоря, если до момента приватизации городская администрация не провела капремонт и не передала собственникам дом в надлежащем состоянии, долг в виде ремонта остаётся за муниципалитетом.

Так называемый «региональный оператор» создан, и в основном собранные деньги отправляются в его распоряжение. По сути, на это и была сделана ставка. Управляющие структуры оператора находятся в Нижнем Новгороде, и практически они подотчетны только Правительству Нижегородской области. На содержание регионального оператора из бюджета области выделяется 160 млн. рублей. Только аренда помещения, кстати, расположенного в центре Нижнего Новгорода, обходится бюджету области в 19 млн. рублей в год. Никакого общественного или депутатского контроля за оператором нет, и это опять же вызывает массу вопросов.

Дополнительный ажиотаж возник еще и потому, что работу по разъяснению смысла взноса на капитальный ремонт должны были проводить домоуправляющие компании, хотя это в их интересах. Насколько мне известно никакой разъяснительной работы с жителями никто не проводил, а взнос безмолвно включили в платежки или начали присылать отдельные квитанции. Из-за этого общего молчания появился вариант вообще не платить взнос за капитальный ремонт.

Нам по существу предложили удивительную «вилку»: можете платить взносы региональному оператору, а можете домоуправляющей компании, открыв свой «спец.счет». Очень демократично… Хотя бы есть возможность выбрать самим ту компанию, которой доверяем средства. Однако по большому счету какая разница кто будет осваивать собранные средства: оператор или ДУК? С одной стороны, переводя свои средства ДУК, мы можем уже через два года воспользоваться средствами. С другой стороны, опять же, ДУК не является универсальным средством защиты от инфляции и разворовывания. ДУК ежемесячно взимает с нас средства за содержание и ремонт жилья. Тут получается, что мы вообще дважды платим за одни и те же виды услуг.

В этих условиях в большей степени оказываются защищенными лишь кооперативы и товарищества собственников жилья, которые открывают свои специальные счета, на которые и переводятся средства. В чем состояла проблема перевести все дома на такую систему, при условии того, что активно формируются советы многоквартирных домов? Если это слишком сложно, то нужно существенно усиливать контроль над деятельностью ДУК со стороны общественности. Например, каждый дом должен иметь право на создание контрольно-ревизионной комиссии, которая будет проверять качество предоставленных услуг, подписывать акт приема выполненных работ. Однако я понимаю, что ДУК это крайне невыгодно, потому что появляется прозрачность.

Долгое время никто даже и не понимал что такое «управляющая компания», а процедуры передачи домов до сих пор мало кому понятны. Тогда, в далёком 2004-2005 годах некие «жилсервисы» появлялись на обломках «Жилищно-эксплуатационных контор» (ЖЭК). Руководство муниципалитетов, якобы, проводило тендеры среди компаний, работающих в сфере ЖКХ, но кто эти «тендеры» выигрывал нам уже понятно. Еще немаловажный факт, который признают даже официальные власти: 90% жителей многоквартирных домов не подписывали и даже не знают как выглядит договор на оказание услуг с домоуправляющей компанией. Только сейчас ситуация начинает медленно исправляться. И все же, с имеющимися недоработками и в этих условиях нам предлагают второй вариант оплаты взносов в фонд капитального ремонта.

Люди, в общем то, делают правильный вывод: если нет прозрачности, и я не вижу конкретных результатов какой-либо работы зачем мне платить?

В конце 2015 года появился казалось бы «свет в конце тоннеля». 29 декабря 2015 г. Госдума приняла закон 399-ФЗ, который вводит льготы для одиноких пожилых россиян и инвалидов при оплате взносов на капитальный ремонт. Тогда же, президент РФ инициативу законодателей поддержал. Согласно законопроекту, региональные власти могут освободить одиноких граждан 80 лет и старше от уплаты взносов на капремонт. Кроме того, регионы смогут предоставить 50%-ную скидку одиноким россиянам, достигшим 70 лет. Такая же скидка предусмотрена для инвалидов I и II групп и для семей с детьми-инвалидами. Закон вступил в силу 1 января 2016 года, и определенную часть населения, безусловно, обрадовал. Однако радость оказалась недолгой, потому что законопроект пока остается в большей степени масштабным пиар-ходом властей. До людей, как водится в последние 25 лет в России, довели только полуправду. До конца 2015 года власть предержащие почему-то не признавали закон «сырым» и противоречивым, но вдруг в начале 2015 года заговорили об этом со всех трибун. Странная получается ситуация: с народа уже собрали приличные средства, и только после года работы закона начали признавать его частичную несостоятельность. 

В реальности, вступивший в силу закон остановил свое парадное шествие на уровне регионов. Нижегородская область не стала исключением.

Именно поэтому мы не слышим победных маршей и не видим пафосных плакатов «партии власти», воспевающих предоставленные льготы. На земле нижегородской соответствующий закон еще не принят, и когда это произойдет пока не понятно. Законопроект якобы готовится депутатами от партии власти в Законодательном Собрании области. Об этом, в частности, заявила глава комитета по социальным вопросам Законодательного Собрания Нижегородской области О. Щетинина еще в конце января. Но госпожа Щетинина и ее коллеги, не так давно принимавшие пресловутый закон о капремонте, видимо, не задумываются о том, что потраченные средства потенциальным льготникам уже никто не вернет.

В целом, я все чаще склоняюсь к мысли о том, что ни законодатели, ни региональный оператор капитального ремонта, ни муниципалитеты всерьез не думают о том, чтобы организовать и проводить полноценный капитальный ремонт ветхого жилого фонда. Скорее всего, закон будет работать два, максимум три года, и завершится тихой его отменой, как более не отвечающего современности. Большинство же граждан, ежемесячно лишавшиеся своих кровно заработанных средств, получат от власти новую идею. Не верите? А теперь давайте вспомним о том, что сейчас всерьез обсуждается закон о введении абонентской платы за пользование электроэнергией…