segodnya

НОВИНКИ. 
Район №9 - кто и что там строит?
Бюджет Арзамаса – финансовая пирамида?

Бюджет 2Под занавес года на последнем декабрьском заседании Думы Арзамаса был принят бюджет города на 2016 год. Депутаты-коммунисты голосовали против, но большинство – за. По сути, депутатов вынудили принять бюджет в предложенном виде, чтобы город вошел в следующий год с главным финансовым документом. Успели! – но сам бюджет не стал от этого менее «сырым». О многочисленных нестыковках и спорных статьях городского бюджета я говорил на заседании Думы от имени всего депутатского объединения КПРФ. Увы, внятного ответа на эти вопросы руководители Арзамаса так и не дали…

Позади первый месяц 2016 года, город уже начал жить по новому бюджету, несмотря на то, что к этому документу – масса вопросов. Наше депутатское объединение выделяет семь главных пунктов, которые нуждаются в исправлениях и корректировках.

1. Спешка вредит! Прежде всего, нужно уходить от практики принимать важнейшие финансовые документы в последний момент. Да, перед днем голосования проект бюджета обсуждался на комиссиях, но рассматривался он нами с формальной точки зрения, то есть основной упор мы делали на его соответствие формальным нормам. Поступившие экспертные заключения тоже весьма формальны, там просто идет игра цифрами, но к реальной жизни муниципалитета это имеет слабое отношение. Таким образом, депутатам просто заламывают руки сроками принятия бюджета, пугают, что мы подведем всех жителей города, если за один день не «обсидим» и не примем бюджет на следующий год. Это несерьезная, порочная практика, от которой нужно отказаться раз и навсегда.

2. Бузина – к ответу! Проведенный анализ проекта бюджета, вопросы, которые мы, депутаты от КПРФ, поставили на комиссиях, до сих пор остались без ответа. Но мы и так пришли к однозначному выводу, что при формировании доходной части бюджета не учитывались многие факторы.

Например, в городе не наведен порядок со взиманием арендной платы с многочисленных торговых центров, с застройщиков многоэтажных домов, с арендаторов муниципальных объектов, в парке Гайдара полный бардак с платежами за аренду от коммерческих структур и т.д. А главное, есть принципиальные вопросы по функционированию муниципальных программ. По муниципальным программам следует провести анализ эффективности работы за 2014 – 2015 года и привлечь руководство администрации к отчету за уже полученные и потраченные бюджетные средства. Пусть сначала отчитаются о том, насколько эффективна та или иная программа, прежде чем планировать расходы на 2016 год, пусть докажут насколько по хозяйски используется каждый бюджетный рубль! 

Кроме того, после смены команды Михаила Бузина нужно провести ревизию всех распоряжений бывшего главы на предмет законности. В своей предвыборной кампании я обещал избирателям, что первое, чем мы займемся – это проверим работу Бузина и его команды. Необходимо срочно провести аудит финансово-хозяйственной деятельности предыдущего состава администрации во главе с Бузиным, и именно с этого нужно было начать работу Думы VI созыва. Я готов организовать оплату привлеченных аудиторов и сам лично поучаствовать на безвозмездной основе в работе по проверке законности деятельности Бузина и его доверенных лиц, в частности, в законности выделения земельных участков под застройку близким друзьям Бузина, проверке фактов разбазаривания бюджетных средств и иных сомнительных операций с муниципальным имуществом и деньгами.    

Проект бюджета сверстан по устаревшим лекалам, не учитывает особенностей экономической конъюнктуры. В стране кризис, мы должны проверять запланированные расходы особенно внимательно. Для этого необходим аудит работы предыдущей администрации и анализ эффективности уже исполненных бюджетов за последние 2 – 3 года. 

3. Сколько можно занимать? Как нам рассказывают, бюджет спроектирован под «безопасный» рост муниципального долга. Сколько раз мы говорили о сложной ситуации с муниципальной собственностью, о непонятных выделениях земельных участков, сдачу в аренду за копейки муниципальной собственности, странных действий с «Водоканалом»! Подо что предлагается занимать средства для финансирования дефицита? Обратите внимание, какие суммы закладываются под исполнение финансовых обязательств – 48 млн. 700 тыс. рублей. У нас почти такая же сумма – 51 миллион – тратится на все дорожное хозяйство города. То есть, мы на ремонт всех дорог в 2016 году планируем потратить почти столько же, сколько мы заложили только на обслуживание (выплату процентов) долгов, которые набрал Бузин и Ко. Заметьте – не на выплату долгов города Арзамас, а только на проценты! А кто-нибудь изучил законность кредитования города и правомерность расходов по этим кредитам? Бузин набрал долгов – мы платим! Получается, все довольны?

Муниципальный долг растет, но городу опять предлагают занимать, и это уже стало обычной практикой. Мы что, финансовую пирамиду строим? Пусть авторы проекта бюджета ответят: как и когда мы будем не проценты, а сам долг платить? Чего мы будем продавать или закладывать через 3 – 4 года? Рано или поздно, отдавать все долги однозначно придется. Вопрос – а нам хватит всего нашего городского имущества через эти 3 – 4 года, чтобы его продать и отдать все долги? И так уже почти без штанов остались после работы последнего состава администрации!

4. Хватит повышать тарифы! Проект бюджета города на 2016 г. и заявленные мэром мероприятия по наполнению бюджета не соответствуют реальности. Например, объявили об исправлении ситуации в ЖКХ, но в проекте бюджета мы видим сокращение расходов по программе «Обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства…» на 6 млн. рублей по сравнению с 2015 годом. Опять же, с учетом темпов инфляции потери по этой программной статье существенные. Мы на эти средства собираемся создавать муниципальную домоуправляющую компанию? Зачем? И в это же время, подняли тарифы на 12%!

Мы этими средствами собираемся исправлять ситуацию в теплоэнергетике и водоснабжении? То есть просто перекладываем заботу о городском хозяйстве на плечи жителей города? Проще всего поднять тарифы – люди всегда платят исправно! Обратите внимание: собираемость по тепловой энергии в городе – 96%. По водоснабжению и водоотведению – на том же уровне. То есть денег собирается много, только расходуются они неэффективно. Почему же горожане должны платить еще больше?

До сих пор нет официальной оценки со стороны правоохранительных органов совместных действий администрации и фирмы «Ремондис». Кто виноват в фактическом грабеже потребителей воды в г. Арзамас и какова роль в этих действиях ответственных лиц городской администрации?      

5. Фокусы с ФОКом. На фоне всех проблем города в проекте бюджета заложен рост расходов на физкультуру и спорт. Это больше походит на популизм. Судите сами: в программе заложено 76,6 млн. рублей, но из них 40 млн. – содержание ФОКа. ФОК, конечно, замечательная вещь, но уж очень дорогая. А ребятишки в КУМ №13 на моем избирательном участке гоняют мяч босиком – у родителей просто нет денег на кроссовки!

На проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на весь год запланировано всего 1,5 млн. На участие спортсменов и команд города в областных и всероссийских соревнованиях, плюс материальная поддержка перспективных спортсменов – 550 тысяч рублей. На все команды, по всем видам спорта – 1 млн. 50 тысяч. То есть реально на развитие физкультуры и спорта в городе заложено 3 млн. 100 тыс. рублей. Давайте определимся: мы спорт развивать собрались, или продолжать тратить колоссальные средства на красивые проекты губернатора? Никто не против ФОКа, но 40 миллионов только на его содержание и всего 3 миллиона на весь остальной спорт – это явный перебор!

При этом во дворах нет элементарных хоккейных коробок и детских игровых площадок. А стадион «Торпедо» в каком состоянии? Ведь сколько можно сделать для обустройства дворовых спортивных площадок на 40 миллионов рублей! 

Можно подумать, что в Арзамасе минимум две-три профессиональные команды, которые воспитаны ФОКом! Но пообщайтесь со спортсменами – они, напротив, говорят о том, что массовый спорт в городе усилился, но профессиональный – умирает. Мы все на алтарь ФОКа бросаем, видимо, успокаивая губернатора, а в реальности имеем обратные результаты.

6. Зачем тратиться на «карманные» СМИ? Вызывает ряд вопросов программа с пафосным названием «Развитие информационного общества в городском округе г. Арзамас». Хотя бы постеснялись бы программу для пиара власти называть «развитием информационного общества»… Казалось бы, средства небольшие – 6,1 млн. рублей. Но давайте и здесь разберемся… Нам предлагают  направить эти средства телерадиокомпании «Арзамас» и газете «Арзамасские новости». А доводят ли они объективную информацию до населения? По крайней мере, мое выступление на заседании Думы (или любого другого депутата от КПРФ) не показали и не опубликовали. У них свои представления об объективности… Каковы будут критерии выполнения этого задания? Кто будет оценивать эффективность программы? Или средства просто будут потрачены впустую?

В конце концов, почему бы не перейти к тому, чтобы на конкурсной основе определять те телерадиокомпании и печатные СМИ, которые будут освещать жизнь города на бюджетные деньги? Возможно, другие СМИ предложат более интересную цену своего труда. С другой стороны, есть вопросы по штату и зарплатам – скажем, в ТРК «Арзамас». Есть информация о том, что там числится 24 работника, но из них большая часть – это «мертвые души». Даже если они реально работают, то ради 4 часов эфира в неделю следует ли содержать такой штат? Здесь тоже нужна проверка работы «знаменитой» на всю область команды Бузина, который, по слухам, теперь ждет назначения в областное правительство.

В городе есть независимые СМИ, которые зарабатывают сами. Пусть так называемые «муниципальные СМИ» берут с них пример и в подаче материала, и в принципах коммерческой деятельности.

При этом на развитие культуры в городе у нас денег нет ни копейки!

7. Начните экономию с себя! В городе с серьезными финансовыми проблемами мэр и глава администрации не должны получать по 1 млн. 900 тыс. в год каждый! Это 306 тысяч рублей в месяц – только на зарплату градоначальников. Нужно установить планку – 2 млн. рублей в год на зарплату обоим градоначальникам. В конце концов, в Арзамасе из бюджетников зарплату даже 1 млн. в год (83 тыс. в месяц) никто не получает! Сэкономленные средства, а это 1 млн. 800 тыс., предлагаю перенаправить на статью «Дорожное хозяйство», обеспечив ремонт внутри дворовых территорий, которые все в ямах и лужах. Невозможно ни проехать нормально, ни пешком пройти, минуя грязь и дыры в дорогах.    

Таким образом, можно сделать следующие выводы по бюджету на 2016 г.:

1. При формировании бюджета не учтен ряд особенностей ситуации в экономике города. Прежде всего, это касается несоответствия налогообложения тех активов, которые задействованы в городе (например, торговые центры), уровню доходов муниципалитета. Есть все основания полагать, что много «блатных» коммерсантов, которые получают незаконные льготы!

2. Бюджет остался по доходам и расходам на уровне 2015 года. При этом явно не произойдет роста уровня и качества жизни арзамасцев.

3. Использованы не все механизмы увеличения доходной части бюджета. В частности, не проведен финансовый аудит действующих муниципальных программ, и муниципальных финансов в целом.

4. Расходная часть бюджета не рационализировалась, а просто урезалась. Не там мы сокращаем, где этого хочет большинство жителей города!

5. Проверку прихода и расходов заемных средств никто не проводил. При этом, мы спокойно закладываем деньги на оплату процентов по муниципальному долгу – 48 миллионов рублей!

6. Расходы на ремонт дорог, развитие спорта, поддержку программ ЖКХ не достаточны, эти статьи бюджета принципиальны и резать нужно другие статьи бюджета!

Общий вывод: предложенный вариант бюджета демонстрирует сложное положение в сфере муниципальных финансов, при полном отсутствии какого либо анализа выполнения бюджета за предыдущие годы. При этом никаких вариантов и программ оздоровления финансового состояния города вновь не предлагается. Единственный предложенный вариант исполнения бюджета – еще больше набрать кредитов под коммерческие проценты. Это очень простое и очень безответственное решение. Бюджет 2016 года – это бюджет обнищания, а не развития, поэтому коммунисты просто не могли проголосовать за этот документ!